Последние темы
» ХВАСТУШКИ ОТ FETAавтор Feta Ср 31 Мар 2021, 09:17
» ХВАСТУШКИ ОТ FETA
автор Feta Ср 31 Мар 2021, 09:15
» ХВАСТУШКИ ОТ FETA
автор Feta Ср 31 Мар 2021, 09:13
» ХВАСТУШКИ ОТ FETA
автор Feta Ср 31 Мар 2021, 09:12
» ХВАСТУШКИ ОТ FETA
автор Feta Ср 31 Мар 2021, 09:03
» Бабушкин квадрат: идеи для детей
автор svjuly Ср 05 Июн 2019, 01:30
» Фондю
автор profugol Ср 06 Фев 2019, 15:29
» хвастушки от SMOLL|\|ь)й
автор SMOLL|\|ь)й Пн 10 Сен 2018, 15:21
» SABANAS INFANTILES
автор isabelrocca Чт 05 Май 2016, 22:04
» MANTEL TERMINADO
автор isabelrocca Чт 05 Май 2016, 22:03
» Sabanas para Bebe
автор isabelrocca Чт 05 Май 2016, 22:02
» Вопросы
автор Конычева Светлана Валенти Пт 29 Май 2015, 17:07
» Иконы бисером - новая слобода
автор Kazira Ср 20 Май 2015, 20:07
» Хвастушка от kalibri
автор kalibri Вс 16 Ноя 2014, 05:37
» Одежда для детей
автор tukis Пт 31 Окт 2014, 16:57
Похожие темы
о правильном исполнении икон
+22
N@dine
natalya-snv
igolochka
Severina
Галия
Бусинка
Евсевия
Виковка
Анна Дружинина
virma
мышк@
Элисабета
larisa
iako13
Лиля
koshk@
Sunita
natalya
Ronhula
Vmig
Luda
Admin
Участников: 26
Страница 1 из 6
Страница 1 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
о правильном исполнении икон
Знаете, я об этой теме задумывалась давно, но толчок дала Maijama, спасибо ей. Все-таки нужно разобраться, можно ли вышивать иконы самолично, какие есть правила, именно для иконы, а не для просто вышитой работы. Начала рыть, если и у Вас есть что сказать пишите сюда, пожалуйсто!
Сначала я бы хотела выложить материал, просто об иконе, что это значит?
Сначала я бы хотела выложить материал, просто об иконе, что это значит?
Последний раз редактировалось: Admin (Чт 20 Мар 2008, 07:57), всего редактировалось 2 раз(а)
Символика иконы
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был тяжело болен. Однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный».
Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стало на Руси молитвой. Весь смысл иконы в том, чтобы наглядно избразить не окружающий нас мир, а мир духовный.
Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность.
Цвет в иконе
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стало на Руси молитвой. Весь смысл иконы в том, чтобы наглядно избразить не окружающий нас мир, а мир духовный.
Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность.
Цвет в иконе
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Последний раз редактировалось: (Ср 23 Янв 2008, 09:04), всего редактировалось 1 раз(а)
Значение цветов в иконе
Пурпурный, или багряный
Цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный
Один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый
цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый.
Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет
цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный
Один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет
символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета
означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет
природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый
цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый.
Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет
цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Состав домашнего иконостаса и взаимное расположение икон
В размещении икон в красном углу заложены те же принципы, что и в иконостасе церковном. Композиционный и смысловой центр иконостаса - икона Спасителя. Это может быть Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и т. д. Остальные иконы подчинены ей. Нежелательно, например, включать в домашний иконостас иконы, большие по размеру иконы Спаса. Слева от иконы Спаса располагается образ Божией Матери с Младенцем. Эти две иконы являются основными и обязательными для красного угла. Остальные иконы выбирает верующий. Подобно церковному иконостасу, над иконами Христа и Божией Матери можно поместить изображение Троицы или Распятие. В то же время, лучше не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.
Какие еще иконы входят обычно в домашний иконостас? Это именные иконы, т. е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи. Практически в каждом домашнем иконостасе располагается икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
Вообще же дома следует иметь только такие иконы, которым молишься, к которым знаешь тропарь, молитву и молитву эту читаешь.
Какие еще иконы входят обычно в домашний иконостас? Это именные иконы, т. е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи. Практически в каждом домашнем иконостасе располагается икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
Вообще же дома следует иметь только такие иконы, которым молишься, к которым знаешь тропарь, молитву и молитву эту читаешь.
Re: о правильном исполнении икон
Молитва перед началом работы над иконой
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству
Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии
неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый
образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг
князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго
Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и
евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко
младенца, на объятиях Своих, и рекшей:"Благодать от Мене Родшагося, Мене
ради, да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже
безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех
святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во
отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно
лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого
диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя
Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству
Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии
неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый
образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг
князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго
Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и
евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко
младенца, на объятиях Своих, и рекшей:"Благодать от Мене Родшагося, Мене
ради, да будет с сим образом": сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже
безгрешно и изрядноизображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех
святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во
отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно
лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого
диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя
Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.
Гость- Гость
Re: о правильном исполнении икон
А самое главное это взять благословение у батюшки т.е. священника.
Гость- Гость
Re: о правильном исполнении икон
А вот когда брать благословление? Говорят можно освятить уже готовую работу?
Re: о правильном исполнении икон
Самое главное не исказить лик Святого. Если работа близка к настоящей иконе, ее освятят.
Luda- Дата регистрации : 2008-05-06
Количество сообщений : 5
Возраст : 57
Географическое положение : Ukraine
Поблагодарили : 0
Re: о правильном исполнении икон
Спасибо за замечательную тему.
Vmig- Дата регистрации : 2008-03-30
Количество сообщений : 36
Возраст : 70
Географическое положение : Россия г.Пенза
Поблагодарили : 29
Немного о классификации икон
По сюжетам принято выделять:
* Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
* Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
* Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
* Иконы святых и сил бесплотных.
* Иконы праздников и событий священной истории.
* Символические и аллегорические композиции.
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называтся явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д.
По размеру существует несколько характерных наименований:
* листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
* пядница — икона размером в пядь
* осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков
* Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
* Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
* Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
* Иконы святых и сил бесплотных.
* Иконы праздников и событий священной истории.
* Символические и аллегорические композиции.
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называтся явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д.
По размеру существует несколько характерных наименований:
* листоушка (листовушка) — малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
* пядница — икона размером в пядь
* осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков
София - Премудрость Божия
В ветхозаветных книгах София - олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию с вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом (Кор I, 24). В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры - как самостоятельные, так и в составесложных символических композиций. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью. Отождествление Софии с Сыном-Логосом близко иконографии Иисуса Христа - Ангела Великого Совета. На рассматриваемой иконе София персонифицируется антропоморфной фигурой - огнеликой крылатой девой-ангелом. София восседает на троне в царских одеждах, на голове у Нее корона. Над Ней огрудное изображение Иисуса Христа. Еще выше - Этимасия с ангелами. Премудрости предстоят, образуя деисусную композицию, Богородица и Иоанн Предтеча.
Троица
До сих пор действует запрет на изображение Святой Троицы непосредственно в виде трех ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа, так как триединость Бога непостижима человеческим умом и принципиально неизобразима. Троица изображается в символическом виде, наиболее часто используется сюжет гостеприимства Авраама - явления ему трех ангелов " Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же очима своима, виде, и се трие мужи стояху над ним. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли. И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Да принесется вода, и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом. И принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь свой, его же ради уклонитеся к рабу вашему. ... И взя масло и млеко и тельца, его же приготова. И предложи им. И ядоша. Сам же стояше пред ними под древом." Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе. Три ипостаси Бога мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица.
Спас Нерукотворный.
Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос отер лицо платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. "...Приемлет убо убрус и пот лица Своего отер и абие Богописан Образ божественного лица Его показася, вся естества исполнена содеяшася..." От этого образа Спасителя первым получил исцеление Авгарь, "проказою недуга одержим". За образом закрепилось название "Спас Нерукотворный".
По традиции, икона "Спас Нерукотворный" - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Иногда этот образ (как и целый ряд других) именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), т. к. волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб кресчатый и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево.
По традиции, икона "Спас Нерукотворный" - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Иногда этот образ (как и целый ряд других) именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), т. к. волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб кресчатый и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево.
Деисусная композиция
В переводе с греческого δεησις (деисис) означает "прошение", "моление". Название "деисус" распространилось на Руси, вероятно, по созвучию с именем Иисуса. Изображается Иисус Христос (в центре) и обращенные к Нему в молитвенных позах, как правило, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Христос чаще всего благословляющий, с Евангелием в руке. Фигуры писались либо на одной доске, либо каждая на отдельной. По типу изображения можно выделить оглавные (изображены только головы), поясные и ростовые иконы. Деисус воплощает идею заступничества святых за людей пред Богом. Деисусная композиция стала основой деисусного ряда иконостаса русского православного храма.
Царь Царем
Это особый вариант деисусной композиции, где Христос изображается как "Царь Царствующих и Господь Господствующих" (Тим VI, 15). Христос изображается в царском одеянии, с тиарой на голове, со скипетром и державой, из уст Его исходит меч (вероятно, согласно Откр. 1:16).
Царь Царем
Это особый вариант деисусной композиции, где Христос изображается как "Царь Царствующих и Господь Господствующих" (Тим VI, 15). Христос изображается в царском одеянии, с тиарой на голове, со скипетром и державой, из уст Его исходит меч (вероятно, согласно Откр. 1:16).
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Заглянуть в Словарик Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Заглянуть в Словарик Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.
Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы впервые прославилась в 1688, в Москве, в Преображенской Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры патр. Иоакима Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: “Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?” — “Где же мне найти такую исцелительницу?” — спросила больная. “Есть в храме Преображения Сына Моего, — отвечал невидимый голос, — образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени”. Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это было 24 октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, “иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ “Всех скорбящих Радость”.
Пресвятая Богородице,
Всем скорбящим Утешение.
Ты избави землю Русскую
От напасти и погибели,
Церковь нашу Православную
Сохрани от всяких ересей,
Архипастырям и пастырям
Даруй, Дево, дерзновение,
Чтоб могли со всею стойкостью
Ради правды Православня
Обличать сынов погибели
И дела отца их - дьявола.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Пресвятая Богородице,
Всем скорбящим Утешение.
Ты избави землю Русскую
От напасти и погибели,
Церковь нашу Православную
Сохрани от всяких ересей,
Архипастырям и пастырям
Даруй, Дево, дерзновение,
Чтоб могли со всею стойкостью
Ради правды Православня
Обличать сынов погибели
И дела отца их - дьявола.
Празднование в честь иконы 24 октября (6 ноября).
Иерусалимская икона Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании.
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. Икона была принесена в Корсунь (Херсонес) и по случаю нашествия на Корсунь руссов Иерусалимская икона Богоматери была принесена византийцами в дар святому равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году даровал Корсунскую святыню новгородцам по обращении их в христианскую веру. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Празднование иконе установлено 25 (12 ст. ст.) октября.
В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. Икона была принесена в Корсунь (Херсонес) и по случаю нашествия на Корсунь руссов Иерусалимская икона Богоматери была принесена византийцами в дар святому равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году даровал Корсунскую святыню новгородцам по обращении их в христианскую веру. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.
Празднование иконе установлено 25 (12 ст. ст.) октября.
Грузинская икона Божией Матери
Грузинская Икона Божией Матери находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии. В 1622 г. персидский шах Аб(б)ас покорил Грузию и многие грузинские святыни и иконы были отправлены для перепродажи русским купцам в Персии. В 1625 г. ее купил приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе и повеление отослать ее в Красногорский монастырь, где она прославилась многими чудесами. Во время моровой язвы в Москве в 1654 г. Грузинская икона была привезена в Москву, где с нее снят список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Вскоре моровое поветрие прекратилось.
Данный тип изображения Богоматери носит название Одигитрия (путеводительница), характерной особенностью которой является ее общение с младенцем Христом, их обращенность друг к другу.
Празднование иконе установлено 4 сентября (22 августа ст. ст.).
Данный тип изображения Богоматери носит название Одигитрия (путеводительница), характерной особенностью которой является ее общение с младенцем Христом, их обращенность друг к другу.
Празднование иконе установлено 4 сентября (22 августа ст. ст.).
Игоревская икона Божией Матери
Игоревская икона Божией Матери именуется в честь святого страстотерпца, великого князя Киевского Игоря Ольговича († 19 сентября 1147), который молился перед ней в последние минуты своей жизни. Игорь взошел на киевский престол в 1146 г. В городе вспыхнуло восстание и мятежные киевляне пригласили на княжение Изяслава - внука Владимира Мономаха. Изяслав разбил войска Игоря и взял город. Игорь принял пострижение под именем Георгия. Когда против Изяслава сложилась мощная коалиция князей и к Киеву уже подходило большое войско из Чернигова под руководством Святослава (брата Игоря), местные жители ворвались в Федоровский монастырь, убили Игоря и таскали весь день труп по улицам. Останки князя были перенесены в Чернигов в 1150 г., тогда же начинается почитание Игоря. Икона же была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.
Празднование иконе установлено 5 июня ст. ст. (день перенесения мощей Игоря в 1150 г. из Киева в Чернигов).
Иконографически образ восходит к типу "Умиление", чаще всего говорится о том, что Игоревская икона - сокращенный (оплечный) вариант иконы Владимирской .
Празднование иконе установлено 5 июня ст. ст. (день перенесения мощей Игоря в 1150 г. из Киева в Чернигов).
Иконографически образ восходит к типу "Умиление", чаще всего говорится о том, что Игоревская икона - сокращенный (оплечный) вариант иконы Владимирской .
Петровская икона Божией Матери
Петровская икона Божией Матери написана митрополитом Петром, когда он был игуменом на Волыни, и принесена в дар митрополиту Максиму. После кончины митрополита Максима игумен Геронтий, пожелавший восхитить святительский сан, отправился с Петровской иконой в Константинополь. Многие русские люди, в том числе и князь Юрий Галицкий, просили игумена Петра отправиться в Царьград и воспрепятствовать замыслам Геронтия, самому восприяв святительский сан. Повинуясь желанию князя, св. Пётр приплыл в Царьград ранее Геронтия, и патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси. Плавание игумена Геронтия было неудачным. В бурную ночь ему явилась Царица Небесная как Она изображена на иконе св. Петра, и предсказала, что Святителем Российским будет Пётр. Едва достигнув Константинополя, игумен Геронтий рассказал о чудном откровении. Патриарх отобрал у него святительские ризы и посох, а икону Богородицы отдал законному святителю.
В 1325 году, когда русская митрополия была перемещена из Владимира в Москву, митрополит Пётр принёс и икону Богородицы, поместив её в Московский Успенский собор.
Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство; с Петровской иконой Богоматери в 1613 году отправился рязанский архимандрит Феодорит в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову для призвания его на царство.
Празднование иконе установлено 6 сентября (24 августа ст. ст.).
В 1325 году, когда русская митрополия была перемещена из Владимира в Москву, митрополит Пётр принёс и икону Богородицы, поместив её в Московский Успенский собор.
Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство; с Петровской иконой Богоматери в 1613 году отправился рязанский архимандрит Феодорит в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову для призвания его на царство.
Празднование иконе установлено 6 сентября (24 августа ст. ст.).
Ахтырская икона Божией Матери
Икона, именуемая "Ахтырскою", явилась в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви, Даниилу Васильевичу. Однажды он косил траву на своем огороде, и увидел икону Божией Матери, которая блистала необыкновенным светом.
Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внес икону в свой дом. В праздник, священник вошел в комнату и вновь был поражен сильным светом исходящим от иконы. Явление это повторялось много раз. Однажды, он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистою водою. Священник проснувшись поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Во сне ему явилась Богородица и повелела воду не выливать, а исцелять ею всех страждущих лихорадкою. Священник имел дочь страдавшую лихорадкою; проснувшись, он дал ей пить этой воды и дочь его выздоровела в то же мгновение.
Много совершилось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них особенно замечательно. Во времена императрицы Екатерины жена генерала Вейделя Елизавета приехала в Ахтырку крайне больная. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: "Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь". Больная, пробудясь от сна, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.
Память этой иконы празднуется 2 июля (по старому стилю).
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Ахтырская
О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внес икону в свой дом. В праздник, священник вошел в комнату и вновь был поражен сильным светом исходящим от иконы. Явление это повторялось много раз. Однажды, он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистою водою. Священник проснувшись поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Во сне ему явилась Богородица и повелела воду не выливать, а исцелять ею всех страждущих лихорадкою. Священник имел дочь страдавшую лихорадкою; проснувшись, он дал ей пить этой воды и дочь его выздоровела в то же мгновение.
Много совершилось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них особенно замечательно. Во времена императрицы Екатерины жена генерала Вейделя Елизавета приехала в Ахтырку крайне больная. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: "Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь". Больная, пробудясь от сна, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.
Память этой иконы празднуется 2 июля (по старому стилю).
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой Ахтырская
О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Печерская икона Божией Матери
Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы, но не нашли ее в лодке, а увидели ее на горе против реки Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и по пути до того места, где ныне стоит Свенский монастырь, князь вздохнул от глубины сердца и со слезами так молился: «О пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ! Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собою тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять громко возопиял: «Пресвятая Владычице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» В ту же минуту князь стал видеть лучше прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее и отслужили молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром; и тогда же в память явления иконы на реке Свене установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. По прошествии многих лет по основании храма оклад иконы попортился. Игумен Свенского монастыря просил у царя Иоанна Васильевича Грозного повеления переделать оклад на иконе. Царь повелел принести икону к себе в Москву и переделать оклад, для которого от себя прибавил золота, жемчугу и драгоценных камней. Оклад сделали в три года и тогда с молебствием отпустили чудотворную икону в Свенский монастырь.
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Неопалимая Купина - наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.
Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.
Она одна из самых сложных символических иконографических композиций. Зеленый цвет верхнего ромба - цвет купины - горящего и несгорающего куста. Цвет красного четвероугольника - символ Божественного огня, объявшего купину. К правому плечу Богородицы прислонена лестница - "лествица" Иакова, как и купина - ветхозаветный прообраз Божией Матери. В лучах красного ромба изображаются символы евангелистов, в зеленом ромбе и между лучами пишутся бесплотные силы и святые. В руках архангела Михаила жезл, Гавриил изображается с ветвью, Рафаил - с алавастром, Уриил - с огненным мечом, Селафиил - с кадилом, Варахиил - с виноградной гроздью. Вверху иконы - Ветхий Деньми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В левом верхнем углу - Моисей с Неопалимой Купиной, в правом верхнем углу - Исаия с горящим углем, слева снизу - Иезекииль с вратами, справа внизу - Иаков с лествицей.
История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.
Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.
Она одна из самых сложных символических иконографических композиций. Зеленый цвет верхнего ромба - цвет купины - горящего и несгорающего куста. Цвет красного четвероугольника - символ Божественного огня, объявшего купину. К правому плечу Богородицы прислонена лестница - "лествица" Иакова, как и купина - ветхозаветный прообраз Божией Матери. В лучах красного ромба изображаются символы евангелистов, в зеленом ромбе и между лучами пишутся бесплотные силы и святые. В руках архангела Михаила жезл, Гавриил изображается с ветвью, Рафаил - с алавастром, Уриил - с огненным мечом, Селафиил - с кадилом, Варахиил - с виноградной гроздью. Вверху иконы - Ветхий Деньми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В левом верхнем углу - Моисей с Неопалимой Купиной, в правом верхнем углу - Исаия с горящим углем, слева снизу - Иезекииль с вратами, справа внизу - Иаков с лествицей.
Последний раз редактировалось: Admin (Вт 27 Май 2008, 05:25), всего редактировалось 1 раз(а)
Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Празднование иконе установлено 18 июня ст. ст.
Списки с иконы:
Боголюбская-Московская
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Празднование иконе установлено 18 июня ст. ст.
Списки с иконы:
Боголюбская-Московская
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
Страница 1 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Страница 1 из 6
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения